(Адоратский Петр Степанович; 15.09.1849, Казань - 29.10.1896, Оренбург), еп. Оренбургский и Уральский, духовный писатель. Происходил из священнического рода. Его отец, протоиерей г. Казани Степан Иванович Адоратский, выпускник КДА, получил потомственное дворянство по праву выслуги. Дед по отцовской линии - Иоанн Васильевич Коршунов, выпускник КазДА, священник благочинного Богородицкого храма с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад в Чувашской Республике). Мать Н., Софья Викторовна Вишневская,- дочь Виктора Петровича Вишневского, богослова, ученого-лингвиста, автора чувашско-рус. словаря, ректора КазДС, и племянница архим. Иакинфа (Бичурина). Племянник Н.- акад. Владимир Викторович Адоратский, историк-марксист.
В 1860 г. П. С. Адоратский поступил в Казанское ДУ, затем - в семинарию, а в 1874 г. окончил историческое отд-ние КазДА со степенью кандидата богословия, присужденной 2 июня за дипломное соч. «Характер сношений между Восточной и Западной Церквами от патриарха Фотия до Михаила Керуллария». Его рецензент, преподаватель КазДА Ф. А. Курганов, перечисляя достоинства сочинения, также отметил «любовь автора к труду». В период обучения в академии проявились и «недюжинные способности» Адоратского к овладению иностранными языками (особенно хорошо он знал нем. язык) и к самостоятельной научной работе, связанной с изучением истории Церкви.
2 дек. 1874 г. П. С. Адоратский был назначен псаломщиком российского посольского храма в Вене, исполнял церковные и должностные обязанности, а также помогал больным соотечественникам. Работая в канцелярии посольства, он имел возможность часто путешествовать в качестве курьера по разным городам Европы, что способствовало углублению его знаний: в свободное время исследовал книжные фонды городских б-к, изучал иностранные языки (в т. ч., по-видимому, китайский) и церковно-историческую лит-ру, в основном средневековую, на немецком, французском, испанском языках.
В апр. 1875 г. Адоратский вступил в брак с Анной, дочерью с.-петербургского прот. Иоанна Константиновича Яхонтова, вместе с к-рой вернулся в Вену. 2 июня 1876 г. его супруга умерла при родах, а вскоре умер и младенец. Это событие повлияло на Адоратского, к-рый решил посвятить свою жизнь Церкви, а не науке.
Отслужив 5 лет в должности псаломщика, 19 июня 1880 г. Адоратский, согласно собственному прошению, был уволен и переехал из Вены на родину в Казань, около года пробыл у родителей. Здесь ему снова пришлось пережить утрату близких: друг за другом умерли его мать, отец, дед и родной брат. 23 нояб. 1881 г. по представлению епархиального начальства Адоратский был зачислен в состав Пекинской духовной миссии. 10 янв. 1882 г. он принял монашеский постриг с именем Николай, 24 янв. того же года был рукоположен во диакона, 28 янв.- во иерея с получением наперсного креста из Кабинета Его Императорского Величества. Прибыв в Пекин 8 нояб. 1882 г., Н. активно принялся за работу: создал при Пекинской духовной миссии церковный хор, проводил исследования по истории православной и других христ. миссий в Срединной империи. За усердие и прилежание, проявленные при переводах на кит. язык правосл. богослужебной лит-ры, 5 апр. 1884 г. он был награжден набедренником.
Во время пребывания в Китае Н. совершил поездку из Пекина в г. Ханькоу, где 26 апр. 1885 г. освятил Александро-Невский храм, построенный на пожертвования местных россиян, гл. обр. торговцев чая. Кроме того, Н. продолжил поиски материалов, в т. ч. архивных, для составления истории Пекинской духовной миссии. О начале этой работы он сообщил в письме от 16 июня 1885 г. российскому консулу в Ханькоу П. А. Дмитревскому: «Теперь принимаюсь за историю Пекинской духовной миссии. Здешние архивы, особенно южный, дали мне хорошие документы. Еще больше материалов нашел я в «Иркутских епархиальных ведомостях»» (Архив востоковедов СПбФИВ РАН. Ф. 4. Оп. 2. Ед. хр. 164. Л. 1). По мере обработки материалов по истории миссии Н. издавал отдельные главы монографии в казанском ж. «Православный собеседник», где и ранее печатались его статьи, написанные в Вене. Эти публикации сразу привлекли внимание читателей, особенно интересовавшихся Китаем или бывавших там. Одновременно Н. написал соч. «Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд» (окончено 3 авг. 1885), опубликованное в «Православном собеседнике» за 1886 г.
Постоянные служебные разъезды в условиях жаркого и влажного климата, непривычного для европейцев, подорвали здоровье Н. 20 нояб. 1885 г. он получил разрешение Синода отбыть на родину, в февр. 1886 г. покинул Пекин и вернулся в Россию. Сначала он находился в ведении казанского епархиального начальства, а затем 16 авг. 1886 г. по ходатайству архиеп. Херсонского Никанора (Бровковича) был назначен смотрителем Херсонского ДУ. В этот период Н. работал над учеными записками «по объяснению» Свящ. Писания, собирал обширную коллекцию нот богослужебных песнопений, в т. ч. и редких, а также продолжал сбор архивных материалов для основного многолетнего труда (первоначальное название - «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования (Посвящается русским синологам)»). Монография Н. опубликована в ж. «Православный собеседник» в 1887 г. (358 страниц), затем вышла в 2 книгах под названием «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церковно-исторического исследования по архивным документам». Первая книга носила подзаголовок «История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685- 1745)», а вторая - «История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745- 1808)». Т. о., он исследовал историю 8 миссий.
В июле 1887 г. Н. представил эту монографию в 2 книгах в качестве диссертации на соискание в совет КазДА степени магистра. К тому времени он опубликовал более десятка журнальных и газетных статей, в к-рых детально рассматривались проблемы христ. Церкви в европ. странах и в России, а также отдельные моменты из истории Пекинской духовной миссии, в т. ч. тесно связанные с развитием российской синологии. Рецензент, проф. КазДА П. В. Знаменский, высоко оценил труд Н.: «Сочинение его представляет первый полный и цельный труд о Пекинской миссии... мы, не обинуясь, можем назвать сочинение его весьма ценным вкладом в историческую науку» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. 1887 г. Д. 8096. Л. 3). Защита диссертации состоялась 7 янв. 1888 г. и прошла успешно; 22 февр. Н. был удостоен научной степени магистра богословия. Пожелания рецензента, чтобы «почтенный автор не заканчивал своей работы представленными выпусками, а продолжал ее и далее», было принято Н. как напутствие к дальнейшим поискам материалов о Пекинской духовной миссии. 12 авг. 1889 г. он сообщал в письме старшему драгоману миссии П. С. Попову в Пекин: «Собираюсь продолжать историю [Пекинской духовной] миссии с 1828 по 1878 г. Все материалы у меня готовы и листов шесть уже написаны… Бог даст, осенью улучу возможность обработать конец» (РГБ ОР. Ф. 218. Картон 763. Ед. хр. 14. Л. 1-2). Н. не смог реализовать этот замысел из-за проблем со здоровьем; также много времени уходило на выполнение обязанностей, связанных с его избранием церковным иерархом.
16 окт. 1887 г. Н. назначен ректором Ставропольской ДС, 25 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Во время управления семинарией показал себя талантливым администратором. 11 марта 1890 г. Н. хиротонисан во епископа Новомиргородского, первого викария Херсонской епархии. 8 июня 1891 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским, однако из-за болезни не смог выехать в Америку. 7 сент. того же года Н. был переведен на Балтскую кафедру викарным епископом Подольской епархии, где основное внимание уделял развитию народного просвещения.
22 окт. 1895 г. Н. возглавил обширнейшую Оренбургскую и Уральскую епархию, в ее состав помимо Оренбургской губ. входили Уральская и Тургайская области. Приехал в епархию в нояб., 6 дек. того же года служил литургию в Казанском соборе. Н. с первых дней пребывания на кафедре занимался благоустройством епархии, заботился о порядке церковного богослужения. Он не любил пышных приемов и обильных угощений, вел подвижнический образ жизни, имел обыкновение без свиты с одним помощником посещать храмы и наблюдать за ходом богослужения. Зимой Н. служил редко ввиду тяжелой болезни - застарелого плеврита.
Будучи знатоком церковного пения, Н. особенно заботился о выборе церковных напевов во время богослужений, хотел, чтобы они «проникали в душу молящихся», приложил немалые усилия к усовершенствованию архиерейского хора. Множество богомольцев привлекали красота богослужения, возглавляемого Н., и его красноречие. Проповеди архиерея были просты и убедительны, впечатление от них усиливалось благодаря его литературному таланту и знанию истории Оренбургского края. Н. предполагал составить историко-статистическое описание церквей и приходов Оренбургской епархии и распорядился о возобновлении ведения летописей церковных приходов.
В проповедях Н. обличал неблаговидные поступки как мирян, так и духовенства, высказывал правду о них, невзирая на лица. Всякая ложь его волновала, усиливая и без того болезненное состояние. Его настойчивость в достижении целей порождала различные слухи, о нем говорили как о человеке с тяжелым характером. Строгий к себе, Н. требовал исполнительности и добросовестного отношения к делу и от окружающих, не терпел ссор среди духовенства, часто оставлял жалобы одного священника на другого без разбирательств, а настаивавших на рассмотрении наказывал наравне с теми, на кого подавалась жалоба. Если Н. делал выговор подчиненным, то всегда наедине, без свидетелей, он никогда не оскорблял и не унижал достоинства державших перед ним ответ. За короткий срок пребывания в Оренбургской епархии Н. снискал любовь и уважение народа за свои прямоту, искренность и простоту.
Н. успешно внедрил ряд нововведений, благоприятных для консистории: улучшил положение учащихся духовных школ и хозяйственное обеспечение епархиальных учреждений. На епархиальных съездах Н. лично разъяснял священникам их обязанности в деле устроения церковных школ, настаивал на необходимости преподавания Закона Божия, отмечал, что пропуски этих уроков недопустимы. Особое внимание епископ уделял воспитанникам семинарии - буд. пастырям. Со времени вступления на кафедру он привлекал кандидатов на получение священного сана, к чтению и пению во время богослужений в архиерейской крестовой церкви, лично наблюдал за ними и давал указания. Н. часто посещал уроки в семинарии, ДУ и епархиальном жен. уч-ще, иногда целый день проводил в учебных заведениях, беседовал с учениками и преподавателями, будучи при этом открытым для всех. Кроме того, архиерей по-отечески принимал участие в судьбе мн. молодых людей, готовившихся к принятию духовного сана.
За недолгое пребывание на Оренбургской кафедре Н. не успел осуществить все замыслы. В кон. июня 1896 г. он уехал на 2-месячное лечение в Крым (временное управление епархией осуществлял в его отсутствие Гавриил (Голосов), еп. Старицкий, викарий Тверской епархии) и вернулся окрепшим. С новыми силами приступил к своим обязанностям, особую заботу проявлял по отношению к духовно-учебным учреждениям. Но тяжелый недуг не оставлял владыку. По совету врачей он переехал из архиерейского дома, в к-ром проводился ремонт, в квартиру ректора Оренбургской ДС прот. Ф. А. Дмитровского.
23 окт. 1896 г., после неприятного разговора с протоиереем Введенского собора Н. С. Сперанским, Н. парализовало: у него отнялась вся правая сторона тела. Последние дни он провел в муках, в молчании и при полном сознании. Близкие отмечали, как мужественно он переносил страдания. 31 окт. 1896 г., когда тело почившего архиерея было перенесено из семинарии во Введенский собор, прот. Н. Сперанский, разговор с к-рым привел преосвященного к удару, неожиданно почувствовал себя плохо, слег в этот же день и скончался вслед за Н., 7 нояб.
2 нояб. чин погребения почившего архипастыря в оренбургском кафедральном Казанском соборе при большом стечении народа совершили еп. Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский) и еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии Владимир (Соколовский-Автономов). Н. похоронен в склепе Казанского собора. Неизвестно, сохранилась ли его могила после того, как собор был снесен в 1936 г.
Н. оставил о себе добрую память как миссионер-подвижник и как серьезный исследователь церковной истории. Значительное лит. наследие позволяет говорить о широте его научных интересов и методах отбора и обработки материала. Н. успешно исследовал проблемы церковной жизни в России и за рубежом и внес весомый вклад в изучение истории Пекинской духовной миссии. В ее учебных заведениях осваивали вост. языки многие впосл. известные в России маньчжуроведы, синологи, монголоведы и тибетологи.